Перейти к содержимому

12 шагов к успешной учёбе в школе. Шаг 10. Кризис 7 лет

12 шагов к успешной учёбе в школе. Шаг 10. Кризис 7 лет.
Кризис 7 лет

 

Приходилось ли вам сталкиваться с неуправляемым необъяснимым поведением ребёнка? С его необъяснимой «вредностью», настырностью, агрессией? Ещё вчера милый и сговорчивый, ваш ангел превращается буквально в домашнего монстра. «Какая муха его укусила»?  — Спрашиваете вы себя. И не находите ответа.

 

Муху зовут кризис взросления. Эти кризисы «прописаны» природой. И человек их проходит независимо от того, в какой культуре живёт. Проявляются они по разному. Выглядят не всегда приглядно.  Приносят родителям немало неприятностей и забот.

Что же такое кризис?

Кризис – это ревизия отношений между людьми.
В отношениях всегда есть такие моменты, когда то одному, то другому, то третьему человеку что-то не нравится. Если сразу это не проговорить и не снять напряжение, оно будет накапливаться. Причём чем дальше, тем быстрее будет разрастаться клубок негативных эмоций. Он подобен снежному кому.

Хорошо, когда есть возможность разруливать кризисы вовремя. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Иногда это просто невозможно, даже если все участники общения в курсе событий, и время наступления кризиса достаточно точно известно, избежать его не получится. Можно только смягчить или усилить его протекание.
Что же это за кризисы такие?

Один из них – кризис наступления определённого возраста у детей.
Криз 3-х лет. Кризис 7-ми лет, подростковый кризис.

Почему не удастся избежать внешних, неприятных и скрытых, невидимых глазу проявлений кризиса? Потому, что ревизии подвергаются не только отношения со взрослыми, но организм ребёнка. В периоды между кризисами организм ребёнка растёт и развивается. Растут руки, ноги, мозг. Развиваются психические функции. Опираясь на новые возможности памяти, мышления, воображения, на более тонкую возможность чувствовать и описывать словами окружающий мир и его проявления, на новые возможности тела (ловкость, скорость перемещения, управление не только грубой и мелкой моторикой, но и голосом, зрением, слухом). И т.п.

Все эти перестройки в организме идут с разной скоростью или на некоторое время вообще замирают. Чтобы организм мог не только приобрести эти новые возможности, но и максимально с пользой их использовать, при этом не перегружаясь, но давая стабильные и хорошие результаты. Организму надо время от времени обретать новую точку отсчёта.

При этом осознание новых возможностей ведёт к новым социальным отношениям. Ребёнок начинает требовать большей свободы своих действий. Это естественно. Однако, чтобы он сам не испытывал затруднений, и не создавал дискомфорта в общении с другими, ему нужна помощь. Оказать её могут грамотные педагоги или просто хорошие люди, умеющие так выстроить баланс между новыми рамками свободы и ответственности. Ничто не должно быть просто так «подарено».

Если ребёнок хочет дольше проводить время в том досуговом пространстве, где ему интересно, он должен выполнять обязательные рутинные операции. Это может быть и работа по дому, и успешная учёба, и забота о близких. Когда очерченный круг обязанностей будет согласовании, остаётся следить за его выполнением. Делать ребёнку эту работу чрезвычайно трудно. Взрослому придётся контролировать, направлять ребёнка. Помогать справиться с возложенными обязанностями, то советом, то примером. Но ни в коем случае без острой необходимости не делать работу за него (разве что это будет болезнь, гастроли, длительный отъезд, очень сильная усталость из-за плохо рассчитанных сил). Если ситуация повторяется, значит ребёнок прячется за недомогания, или отъезды. Что ж, тогда надо пересмотреть круг обязанностей.

Возраст 7-ми лет. Как раз такой возраст, когда у ребёнка появляется очень много возможностей, плюс школа, и ещё обязанности члена семьи. Самый не простой период.

Чтобы смягчить удар на психику, педагоги не раз предпринимали попытки поменять начало обучения. Первоклассниками становились и в 6 лет и в 8. Но остановились на семи. Так оказалось оптимально. Почему? Объяснять очень долго, примите, как факт

Что же делать? Можно начать пересмотр обязанностей ребёнка или какие-то школьные навыки прививать ребёнку ещё до школы. И уж точно часть общесемейных нагрузок можно вполне поручить ребёнку уже в 6 лет.

Привычка их выполнять, «заряженность» мозга на эту работу, запас физических сил, которые необходимы для этого, организм научится выделять и поддерживать. Даже если у вас нет возможности избавить ребёнка от «неприятных» обязанностей, он научится делать, их не включаясь эмоционально. А это уже шаг к взрослой жизни.

Как проходят периоды изменения возможностей? Что важно в период ревизии и кризиса 7 лет поддержать и развить у вашего ребёнка? Что неизбежно придётся просто терпеть и ждать, когда кризис пройдёт. Оставаясь мудрым взрослым

Серия вебинаров прошла, но остались записи. 

Интересующиеся могут написать на почту  washlogoped@gmail.com и если будет много заявок, я подумаю, может оформлю это в виде диска.

?

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *